Описание: Дао дэ цзин, Книга пути и достоинства) основополагающий источник учения и один из выдающихся памятников китайской мысли, оказавший большое влияние на культуру Китая и всего мира. Основная идея этого произведения понятие дао трактуется как естественный порядок вещей, не допускающий постороннего вмешательства, небесная воля или чистое небытие. Споры о содержании книги и её авторе продолжаются до сих пор.Традиционно автором книги считается Лао-цзы (VI V вв. до н. э.), поэтому иногда книга носит его имя. Историк Сыма Цянь, излагая его историю, в то же время подвергал её сомнению и предполагал, что автором книги мог являться другой современник Конфуция Лао Лай-цзы или же чжоуский государственный деятель Дань, о котором известно, что он посетил циньского правителя Сянь-гуна спустя 129 лет после смерти Конфуция.Некоторые учёные (Лян Цичао, Гу Цзеган) считают, что ныне существующий текст Дао Дэ Цзин носит явный отпечаток более позднего времени, чем время жизни Лао-цзы. Выдвинуто предположение, что книга была создана в эпоху Чжань-го (IV III вв. до н. э.) и отношения к Лао-цзы не имеет. Их оппоненты (Го Можо и др.), не отрицая разрыва между годами жизни Лао-цзы и временем появления Дао Дэ Цзин, утверждают, что данное произведение представляет собой изложение устно передаваемого в то время учения Лао-цзы его последователями.СодержаниеНачало текста Дао Дэ Цзин, высеченное на стене храма Чанчунь (г. Ухань)В трактате Дао дэ цзин (IVIII в. до н. э.) излагаются основы даосизма, философии Лао-цзы. В центре доктрины учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно дает начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним в этом смысл, цель и счастье жизни. Проявляется же Дао через свою эманацию через дэ, и если Дао все порождает, то дэ все вскармливает.Трактат настаивает на неизреченности Дао, которое есть начало всех вещей. Для постижения Дао рекомендуется недеяние, безмолвие, спокойствие, умеренность и бесстрастие, которые даруют слияние с Дао.Кто нападает, не достигает успеха (1:24)Дао следует естественности (1:25)Дао вечно и не имеет имени (1:32)
Добавлен: 2 окт 2015